Сезон-2020/21 стал настоящим испытанием для многих спортивных сборных команд России. Команда по фристайлу в дисциплинах «слоуп-стайл» и «биг-эйр» не стала исключением. В интервью старший тренер Никита Васильев поведал о том, как команда провела этот соревновательный год, а также об ожиданиях от олимпийского сезона.
- Сезон был непростой. Каковы его итоги?
- В этом сезоне перед нами стояла основная задача – это подготовка и успешное выступление на Чемпионате мира. С этой задачей команда справилась, показали результат на 200%. Первое место – золотая медаль, серебряная медаль – это высокий и очень достойный результат. Я считаю, что поставленную цель и задачи мы выполнили. И, несмотря на то, что сезон был сложным, но, как говорится, итог – он один, медали у нас есть, мы их завоевали, так что прошедшим сезоном мы очень довольны.
- Каждая команда столкнулась с проблемами в период подготовки и соревнований. С какими трудностями столкнулась конкретно ваша команда? Что было самым трудным?
- Да, в этом сезоне мы столкнулись с большими проблемами, самая глобальная из них – то, что мы в летне-осенний не сумели встать на снег, не прыгали на большие воздушные подушки. У нас были большие ограничения, поэтому пришлось форсировать и ускорять подготовку, догонять, нарабатывать необходимый объем для нас. Безусловно, невозможность встать на снег в тот период – это самая большая проблема, чтобы провести сборы, сделать вкаточные мероприятия, попрыгать на воздушной подушке. Да, мы компенсировали нехватку подготовки двумя сборами в Новосибирске, но, все равно, это не совсем то, что может позволить нам претендовать на высокие результаты и медали.
- Из-за пандемии многие старты не состоялись. Конкретно в ваших дисциплинах было всего четыре этапа, три из которых – по слоуп-стайлу, а один – по биг-эйру. Ощущалась ли нехватка соревновательной практики? Насколько участие в российских стартах помогала в этом плане?
- Соревнований в этом сезоне было немного, и это было проблемой – нехватка соревновательной практики. Плюс – нехватка тренировочного объема. Если брать тот же первый этап, который прошел в январе, в Крайшберге, по биг-эйру, туда команда приехала неподготовленной, потому что декабрьская подготовка была провалена, нам не удалось выехать на снег за рубеж, пришлось компенсировать российскими сборами. В России, к сожалению, провести тренировочное мероприятие – это не так, как за рубежом, из 100 процентов мы выполнили только 15, грубо говоря. Отсюда и такие результаты. Конечно же, это ощущалось, особенно на соревнованиях и особенно девочками, которые только вернулись в строй после травм. Но к Чемпионату мира мы смогли выполнить необходимый объем и завоевать медали. Говоря о российских стартах, то нужно отметить, что трассы, на которых проводятся соревнования, не совсем похожи на те, на которых приходится выступать на международной арене. На Кубках мира и Чемпионатах мира объекты сложнее, сами трассы больше, пролеты – больше, трамплины – больше, а в России все это меньше, минимизировано, из-за этого возникают проблемы. Выступаешь в России на одних – а приезжаешь на международные старты – а там совсем другая трасса и объекты.
- Насколько быстро у вас получалось перекраивать план подготовки относительно соревнований, которые то отменялись, то переносились?
- Конечно же, старались максимально оперативно и быстро реагировать на поступающую информацию относительно соревнований, въездов-выездов за границу, по России, ковидных мер и прочего. Планы менялись по десять раз на неделе, но мы адаптировались и перестраивались, чтобы подойти в оптимальной форме к Чемпионату мира.
- Чемпионат мира, несмотря на все проблемы, был проведен. Вы не успели на слоуп-стайл, но успели на биг-эйр. Довольны ли вы результатами ЧМ? Можно ли говорить о том, что из-за того, что визы не были получены в нужное время, нашу команду лишили наград ЧМ в слоуп-стайле?
- Если говорить о Чемпионате мира по слоуп-стайлу, то я считаю, что мы упустили медаль. Команда была достойно готова к слоуп-стайлу, мы могли показать очень достойные результаты, претендовать на медали, с высокой вероятностью. Соответственно, мы были лишены этих медалей из-за проблем с визами. По моему мнению, это нечестно получилось, но, что есть, то есть. Горечь небольшая осталась, зная, что ты мог завоевать медали, показать высокий и достойный результат, осадок остался. А результатами Чемпионата мира по биг-эйру тренерский штаб, безусловно, доволен.
- Российские спортсмены завоевали три медали на Первенстве мира, две из них в активе Ксении Орловой, которая готовилась в составе основной команды страны. Насколько уровень в сборной отличается от уровня остальных спортсменов?
- Ксения Орлова завоевала две медали на Первенстве мира, мы рассчитывали на высокие результаты, потому что в составе основной команды спортсменка готовится уже третий сезон. В этом сезоне для нее стояла задача выступить именно на Первенстве мира в Красноярске, а не Чемпионате мира, она у нас и не планировалась на США, чтобы она могла спокойно подготовиться к главному старту сезона. От тренерского штаба основной команды был командирован наш второй тренер Даниил Николаевич Калачев, который специально ездил, чтобы поработать с командой, помочь спортсменам. Если говорить о разнице между спортсменами основной национальной команд и теми, кто привлекался к Первенству мира, то разница есть, и весьма ощутимая. У девочек она гораздо больше, чем у мальчиков. Но мы все понимаем, откуда она берется – потому что у регионов нет такой возможности готовиться к стартам, как у основной команды. Поэтому все спортсмены стремятся попасть в состав сборной страны, чтобы иметь возможность готовиться лучше. Учитывая нынешнюю непростую ситуацию с пандемией. Но, могу сказать, что мы стараемся проводить российские соревнования не только для взрослых, но и для юниоров, чтобы минимизировать тот разрыв, который есть. Чтобы была возможность юниорам быть наравне с основной командой, в случае, если вдруг понадобится замена, взять – и поменять спортсменов местами, при этом, продолжая планомерную подготовку.
- Можете ли вы выделить кого-то из состава российской команды на Первенстве мира, не считая Ксению Орлову? Кто-то из них рассматривается в состав национальной команды, особенно в мужской части?
- Не хотелось бы никого особо выделять. Спортсмены показали тот результат, на который были готовы. Говорить о том, что кто-то показал что-то сверхъестественное, не стоит. В команду все будут отбираться на основании критериев, которые есть. Также мы будем смотреть на прогресс спортсмена, его результативность, стабильность выступлений на российских стартах, потому что это очень важный показатель. Если у атлета нет стабильности на внутрироссийских соревнованиях, то что говорить о международных. В состав национальной команды рассматриваются все спортсмены. Поэтому отмечать кого-то еще рано, ближе к тренерскому совету определятся уже кандидаты.
- Следующий сезон очень важен. Есть понимание, кто войдет в состав команды на ОИ?
- Безусловно, очень важный сезон, олимпийский. Менять что-то, делать какие – то ротации в составе уже никто не будет. Определится состав, который будет готовиться к Олимпийским играм. На данный момент у нас по рейтингу проходит три спортсменки – это Анастасия Таталина, Лана Прусакова и Ксения Орлова. Думаю, что девочки у нас доберут еще очки перед Олимпиадой и будем планерно готовиться к этому старту. Если говорить про мужчин, то у нас в этом сезоне выступало два спортсмена – Дмитрий Мулендеев и Дмитрий Макаров. В рейтинге Мулендеев идет в середине 30-ки, а надо в нее попадать, а Макаров, к сожалению, не сумел заработать очков для получения лицензии на Олимпийские игры. Если по женской части у нас уже все понятно, то по мужской, ближе к тренерскому совету, к маю, мы определимся, что и как будем делать. К тому же, впереди – Чемпионат России, по результатам которого определимся и по мужскому составу.
- Чего вы ожидаете от предстоящего сезона?
- Конечно же ожидаем высоких результатов, минимизациии травм. Надеемся, все то, что мы запланировали, осуществим, что в оптимальной форме подойдем к Олимпийским играм и сможем показать высокие и достойные результаты.